Письмо ученикам Шрилы Ниранджаны Свами

Дорогие преданные, примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде! Слава Шриле Ниранджане Свами!

Недавно мы с супругой посетили ферму Нью-Враджа Дхама в Венгрии, где праздновался день явления Шримати Радхарани. Как вы все знаете, на ферме сейчас находится Шрила Ниранджана Махарадж.

Он попросил меня написать в конференцию его учеников и поделиться своими впечатлениями и пониманием всего того, что я увидел и услышал в общении с ним и с другими преданными, которые сейчас о нем заботятся.

Поэтому, вначале своего письма, я хочу предложить свои поклоны и молитвы Шриле Ниранджане Махараджу и Шриле Шивараме Свами, а также смиренно прошу благословения у них и всех Вайшнавов, чтобы в моих словах не было никакого самолюбования, гордости или других низменных мотивов, которые могли бы затуманить суть сего письма, в основе которого находится желание Шрилы Ниранджаны Свами.

В течении последнего года под руководством Шрилы Шиварамы Свами мы служим с моей супругой Мокшарупой Деви Даси в маленьком проповедническом центре в Румынии, что находится в пяти часах езды от Нью-Враджа Дхамы. Около месяца тому назад Шиварама Махараджа позвонил нам и сказал, что хочет сделать для Мокшарупы небольшой сюрприз. Он попросил ее подойти к телефону и передал трубку Шриле Ниранджане Махараджу. В своем разговоре с ней Ниранджана Махараджа попросил нас приехать и повидаться с ним на ферме во время Радхаштами. По милости Гуру и Кришны к этому времени у нас решились все проблемы с документами и за день до Радхаштами мы приехали в Нью-Враджа Дхаму.

Когда мы увидели его во время утреннего киртана и лекции в день Радхаштами, в нашем сознании боролись самые противоречивые чувства. Мы были безумно рады увидеть Махараджа после полутра лет разлуки. Но в тоже время вид его дрожащих рук во время лекции и скрываемая его доброй улыбкой усталость опечалили нас.

Лекция о Шримати Радхарани была просто потрясающей и очень глубокой. Ниранджана Махарадж приводил очень много примеров предыдущих ачарьев и рассказал несколько очень редких историй о Шримати Радхарани, объясняя их в контексте учения Шрилы Прабхупады.

Лекции Шрилы Ниранджаны Махараджа всегда отличались точностью изложения учения Шрилы Прабхупады, но в этот раз помимо философской глубины его настроение было очень смиренным и сердечным. Особенно тронул его смиренный эпилог в конце лекции, когда, немного прослезившись, дрожащим голосом Махарадж отметил, что он всего лишь попытался прославить Шримати Радхарани, потому что его попросил об этом Шрила Шиварама Махараджа, и что он считает совершенством своей жизни удовлетворять желания Вайшнавов. Преданные говорили об этой лекции еще несколько дней после фестиваля.

Наше ощущение того, что Махарадж все еще не до конца поправился, подтвердились еще и словами Шрилы Шиварамы Махараджа, который в одном из разговоров сказал нам, что мы видим Ниранджану Махараджа улыбающегося на лекциях и поющего на киртанах, но это еще не говорит о его реальном здоровье. Мы видим его на публике, а он видит его состояние дома, после появления на людях.

На следующий день после Радхаштами Шрила Ниранджана Махараджа немного поговорил с несколькими учениками из Прибалтики. Затем Махарадж захотел поговорить с нами. Мы говорили несколько раз. Сразу же после общения я записывал себе в блокнот основные моменты этих бесед. Сейчас эти записи помогли мне вспомнить всё и написать это письмо.

В первой беседе Махарадж поблагодарил Мокшарупу за письмо, в котором она описала свое служение в настоящем и благодарила за заботу, которую Ниранджана Махараджа и киевские преданные оказывали нам в течении девяти лет, пока мы совершали свое служение на Украине.

Он отметил, что подобные письма, в которых нет каких-либо требований, очень сильно поддерживают его сейчас, и стал говорить о том, что его ученики должны переоценить настроение своих писем. Он не ждет, чтобы они искусственно описывали только "позитивные" события в их духовной жизни, потому что хорошо понимает, кто и с чем сталкивается в своей практике. Но он ожидает, что его ученики начнут описывать ему решения своих трудностей на основе данных им наставлений:
"Мы опубликовали столько книг с моими письмами, почему бы им не искать ответы в моих письмах к ученикам. Особенно меня расстраивает, когда кто-то пишет о том, что не видит смысла в том, чтобы жить дальше, если о нем или о ней не позаботятся, то спрыгнет с какого-нибудь моста и т.д. Им нужно всего лишь несколько секунд, чтобы нажать на кнопку клавиатуры и отослать подобное письмо. Тогда как мне приходится переживать неделями, думая о том, как разрешить подобные трудности. Я жду, когда мои ученики станут зрелыми и начнут применять мои наставления. Я буду рад читать их письма, в которых они описывают свое служение и возможные решения своих проблем, и мог бы просто воодушевлять и направлять их в своих решениях. В последнее время многие преданные писали мне в конце письма, что они будут рады, если я просто прочту их письмо, и что мне не нужно им отвечать. Когда я читаю подобные письма, у меня появляется спонтанная реакция ответить им, потому что я хочу выразить им благодарность за зрелость".

Махарадж спросил, как по моему мнению, отразилась его ситуация на учениках. Я ответил, что на Украине не должно быть больших проблем, потому что о преданных хорошо заботятся духовные наставники, и к тому же они находятся под хорошим руководством в лице Ачьюты Прии Прабху.

Он также спросил о том, что я думаю по поводу последней переписки между учениками в конференции "NRS disciples (and followers)". Я ответил, что немного тяжело читать, как преданные спорят и потом извиняются, но в целом письма его старших учеников расставляют все на свои места. Мы развили эту тему, и Махарадж упомянул, что хотел бы, чтобы его старшие ученики продолжали писать активнее и задавали тон этой конференции, рассеивая своими реализациями сомнения младших учеников и направляя ход их мыслей. Затем Махарадж рассказал, что в течении последнего года он очень часто думает о своих учениках и очень по ним скучает, а также каждый вечер молится об их благополучии.

Он расспросил о разных своих киевских учениках, о Гаура Пурниме Прабху, Наташе Турбал, о матаджи Радхе Шьям, о Матаджи Према Лиле и других преданных из кураторской группы с Дмитриевской.

Описывая свои переживания и чувства по отношению к ученикам, он привел в пример шлоку из шастр, которую Шрила Прабхупада приводит в одном из комментариев к Бхагавад Гите:

"Одним лишь взглядом, мыслью и касанием рыба, черепаха и птица взращивают своих детенышей. То же самое делаю и я, о Падмаджа!"

Смеясь Махарадж сказал, что он всегда с любовью думал об учениках, но его медитация об их духовном благополучии стала очень интенсивной особенно сейчас, когда в силу обстоятельств он вынужден закрыться в своем "панцире" и углубиться в молитве.

Слушая слова Махараджа, я вспомнил об одном высказывании наших ачарьев о том, что иногда под предлогом болезни Шри Гуру внешне избегает общения с обычными людьми. Но он делает это для того, чтобы углубить свой бхаджан и сделать свою внутреннюю духовную жизнь еще более интенсивной.

Махарадж продолжал говорить: "Наши тела не вечны. За последние пару лет я глубоко осознал, что не супермен (смеясь). Наши грубые и тонкие тела ограничены, они временны и когда-нибудь просто исчезнут. Рано или поздно наступит момент, когда меня, Радханатхи Махараджа и Шиварамы Махараджа не станет. Вы должны принять прибежище в наших наставлениях, которые являются основой наших настоящих взаимоотношений. Несомненно, мне нужно будет приспособиться и, учитывая свою болезнь, поменять какие-то вещи в моем служении в роли GBC. Но пока я здесь, я постараюсь полностью отдать свою жизнь служению Вайшнавам и ученикам. Я очень надеюсь, что вся эта ситуация с моей болезнью преподаст моим серьезным ученикам хороший урок относительно того, как строить со мной взаимоотношения на уровне моих наставлений.

Во время беседы один из "храмовых" котят, с которыми обычно играют дети местных преданных в Нью-Враджа Дхаме, запрыгнул Ниранджане Махараджу на стопы и безмятежно лег спать. Махарадж стал смеяться и по доброму стал уговаривать его найти себе другое место для отдыха. Когда котенок показал свою непокорность, я аккуратно снял его со стоп Махараджа и отправил служить в разлуке.

Пользуясь случаем, я задал ему вопрос по поводу одного из его давних высказываний о том, что по своей природе он очень сдержанная и интровертная личность, но, по милости Шрилы Прабхупады, сейчас он очень легко общается с людьми. Я сказал ему, что был свидетелем того, как в течении последних пятнадцати лет из года в год Махарадж становился все боле доступным и личностным в своих взаимоотношениях с духовными братьями и учениками. Я спросил, прилагал ли он осознанно какие-либо усилия в этом направлении? Шрила Ниранджана Махарадж ответил, что в отношениях с учениками одной из причин его сдержанности было чувство языкового барьера. Он очень неловко себя чувствовал из-за этого, особенно когда люди открывали ему свои сердца, но их переживания передавались через призму переводчиков. Поэтому сейчас на ферме он очень интенсивно изучает русский язык. И сказал, что еще одна вещь, которую он тоже собирается поменять в ближайшем будущем, это позаботиться о том, чтобы его всегда сопровождали только хорошие переводчики. Он отметил, что лучше всего ему переводили Ади Пуруша Прабху, Мадан Мохан Прабху из Москвы, Госвами Махарадж и Ачьюта Прия Прабху.

Дальше Ниранджана Махараджа выразил свою благодарность за дружбу и помощь, которую Шрила Шиварама Махарадж ему сейчас оказывает. "Шиварама Свами - один из моих лучших друзей. Он успевает угадывать и удовлетворять все мои мелкие потребности еще до того, как я ему о них говорю. Мы очень много и близко общаемся. Он милостиво поселил меня в своем доме, и мы живем рядом. Иногда он просто заходит в мою комнату и с большими глазами начинает читать мне какую-нибудь шлоку, которую мы затем долго обсуждаем. На Джанмаштами он попросил, чтобы я провел ночное арати для Шри Шри Радхи Шьямасундары, что само по себе уже является очень большой милостью ко мне. Перед тем, как отправиться в алтарь, я понял, что у меня нет чадара, в котором я мог бы провести арати. Мне не хотелось без его разрешения брать чадар из его шкафа. Поэтому я послал одного преданного к Шивараме Махараджу за разрешением взять один из его чадаров. Шиварама Махараджа разрешил. Но когда он меня увидел, то немного по-доброму поругал и сказал: Что мы за друзья, если ты спрашиваешь у меня о таких вещах. Все, что у меня есть, принадлежит тебе. Ты можешь всегда ими пользоваться, даже не задумываясь! Несколько раз я попытался искренне поблагодарить Шивараму Махараджа за то, что в момент, когда я больше всего нуждался в этом, он протягивал мне руку помощи и давал прибежище в Нью-Враджа Дхаме. Но он очень смиренный. Он сразу же, смущаясь, отвечал, что ни причем, и что все устроилось милостью Шри Шри Радхи Шьямасундары."

Местные преданные рассказывали нам с Мокшарупой, что после его приезда из Америки, Шрила Ниранджана Махарадж еле ходил, был очень худым и истощенным. И когда Шиварама Махарадж увидел, как обстоят дела то он лично взял ситуацию под контроль и стал ухаживать за Ниранджаной Махараджем, отменив все его старые диеты, хорошо и правильно кормя его и следя за его покоем и режимом дня.

Ниранджана Махараджа смеялся и продолжал рассказывать: "Шиварама Махараджа чуть ли не кормит меня с ложечки и укладывает спать как ребеночка в девять часов вечера. Он следит за моей диетой, запрещает мне работать много на компьютере и когда подходит время для прогулок на велосипеде, напоминает о том, что сейчас время для езды. Это очень сильно помогло мне восстановить свои силы. Я хочу, чтобы мои ученики узнали из твоего письма, что я не умираю, и что нет повода для сильных беспокойств. Сейчас моей жизни ничего не угрожает. Но в то же время я нуждаюсь в атмосфере, когда от меня никто ничего не требует и не ожидает.

В Нью Враджа Дхаме у меня есть свое пространство и покой - то, чего у меня не было в последние годы нигде в мире. Может быть, до какой-то степени у меня это было в Киеве. Там я мог спокойно запрыгнуть на велосипед, не боясь, что кто-то чего-то не поймет. Но в других местах я был просто обязан посещать все программы и мероприятия для того, чтобы вдохновить своих учеников.
Здесь в Нью-Враджа Дхаме у меня есть только одна ученица - Налини Деви Даси. Она очень зрелая ученица, и я чувствую, что ее единственным мотивом является просто желание служить мне и сделать это как можно качественнее и незаметнее. Она настолько смиренна, что даже если я выгоню ее (конечно, я никогда такого не сделаю), то она пойдет и будет счастлива тем, что сейчас ее преданное служение мне заключается в том, что я не хочу ее видеть. Она будет просто служить мне в разлуке. Это - настоящая ученица.

Услышав, насколько Ниранджана Махараджа доволен своей ученицей, я вспомнил описания двух категорий учеников, о которых писал Мадхавананда Прабху, один из старших учеников Шрилы Гоур Говинды Свами:

"Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что существует две категории учеников: антармукха-шишья, что буквально означает "те, кто обратили взор внутрь себя". Это интроспективные преданные. И бахирмукха-шишья, буквально "те, чей взор обращен вовне" - это преданные, поглощенные внешними вещами. Антармукха-шишья всегда хотят доставить удовольствие своему гуру. Они сосредоточены на следовании наставлениям своего гуру и практикуют gopayed gurum atmanah. Они хранят имя гуру и свои отношения с ним в секрете. Антармукха-шишья не заинтересован в том, чтобы все знали кто его гуру, но предпочитает выполнять наставления своего гуру. Вся его медитация направлена на то, чтобы доставит гуру большее удовольствие. Такой ученик является
anartha-mukta-avastha, т.е. свободным от анартх. Его понимание гуру - это севья даршана. Он думает о том, как лучше служить своему гуру и радовать его своим служением. Бахирмукха - это ученики, практикующие настроение прямо противоположное gopayed gurum atmanah. Единственное, чем они хотят заниматься, это говорить, как велик их гуру и выставлять себя лучшими и самыми близкими его учениками. Такие ученики известны как гуру-гири, т.е. те, кто использует имя гуру и свои отношения с ним ради собственной выгоды. Они не понимают желаний своего гуру. Шрила Бхактивинода Тхакур описывал людей, действующих на такой внешней платформе, словом дхармадхваджи (буквально "те, кто размахивают флагом религии"), т. е. как притворщиков и лицемеров, желающих прослыть религиозными людьми..."
( Если кому то будет интересно, я могу отослать полный текст этой статьи в форум)

В одном из разговоров я задал Ниранджане Махараджу еще один вопрос. Шрила Прабхупада в одной лекции сказал, что брахман - это не тот, кто строит большие дома, но это тот, кто строит свой характер. Я спросил у Махараджа о том, как очищается и благодаря чему формируется одухотворенный характер преданного.

Махарадж ответил: "Только своими усилиями мы мало чего добьемся. Нам нужна сила свыше. Наянатма балахинена лабхья - нам нужно получить милость в форме духовной силы, которая приходит через молитву. Однажды Радханатха Свами сказал мне, что уже на протяжении многих лет источником его духовной силы и вдохновения является ежедневная и глубокая молитва. Я заметил, что Шиварама Махараджа тоже очень серьезен в своей молитве. Я молюсь каждый вечер перед сном. Я молюсь Шриле Прабхупаде, Шри Гуру Парампаре, Шриле Бхактивиноде Тхакуру. Я молюсь за моих духовных братьев и моим духовным братьям. Я молюсь Гоур Говинде Свами, Радханатхе Свами, Б.Б. Говинде Свами, Шивараме Свами и Индрадьюмне Свами. Я молюсь им о духовном благополучии своих учеников и о том, чтобы они помогли моим ученикам принять прибежище у Божественной четы. Меня вдохновляют бхаджаны Шрилы Бхактивинода Тхакура. Есть бхаджаны, которые вдохновляют меня молиться об очищении сердца и бхаджаны, в которых описывается желание преданного обрести чистое преданное служение. Это - мое желание, и то, о чем я прошу Божеств в моих молитвах. Иногда, когда мне попадается какая-нибудь шлока, которая резонирует с моим внутренним состоянием, я учу ее, использую в своих молитвах, медитирую на ее смысл во время воспевания и использую ее как источник вдохновения для того, чтобы молиться своими словами. Но в основном я смиренно молюсь своими словами. Если ты будешь это делать, у тебя будет сила и вдохновение меняться. Молись каждый день!"

Ваш в служении Шри Гуру и Гауранге
Радха Говинда Даса.