О внутренних проблемах.

Харе Кришна Матаджи ...,
Примите, пожалуйста, мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

>У меня есть несколько вопросов:
> 1. Если человек чувствует постоянное неудовлетворение, нужно ли искать причину
>этого в окружающих или все-таки в себе?

Неудовлетворенность, является следствием отсутствия духовной мудрости и вкуса к духовной практике - к молитве, изучению писаний, поклонению Божествам и к повторению Святого Имени.

Также мы не удовлетворенны тогда, когда не хотим смириться с тем, что, то, что мы имеем в своей жизни, полностью соответствует тому, что мы заслужили по своей карме. Настоящий преданный всегда пребывает в следующем настроении:
тат те ‘нукампам су-самикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайя-бхак
«О мой Господь, те личности, которые могут воспринимать все трудности жизни как твою милость и во все времена склоняются перед тобой умом, телом и речью, для таких людей твои лотосные стопы – это уже их собственность, и это только вопрос времени, когда они будут с тобой. Те, кто понимают, что всё, что происходит с ними, – это не злодейства других людей, а реакция на их собственные поступки, могут достичь стоп Кришны». (Шримад Бхагаватам, 10.14.8)

> И можно ли вообще удовлетворить чувства?

Нет. Сколько дров не бросай в огонь, огонь только разгорится еще сильнее. Чувства нужно просто умиротворить, заняв их в служении Кришне.

> 2. Священные писания говорят, что долг женщины смотреть на мужа как на гуру и
>принимать его наставления, это понятно.

Женщина должна смотреть на мужа как на Гуру тогда, когда муж духовно квалифицирован. В ИСККОНЕ преданные мужья часто требуют к себе послушания от своих жен, как к гуру, но не готовы вести себя соответствующим образом. Они пользуются этим утверждением Вед для того, чтобы тупо требовать от своих жен покорности.

Они готовы часами рассказывать о квалификации ведических жен, но сами не знают, что требования Вед по отношению к ним гораздо многочисленней и строже. В начале заслужи, а потом желай.

Вот некоторые из подобных требований:
Он (муж) должен защищать ее.
Он должен брать ее с собой в паломничества.
Она должна сидеть рядом во время разных жертвоприношений (проповеди в том числе). Он обязан выполнять свой религиозный долг.
Он должен помогать жене выполнять домашние дела.
Он должен доверять ей совершать покупки для дома (психологический отдых).
Он не должен унижать ее на публике.
Он не должен быть злобным и нарушать регулирующие принципы.
Он должен смотреть на всех других женщин как на матерей и любить только свою супругу.
Он должен удовлетворять ее во всем, по мере своих возможностей.

Настоящий гуру никогда не говорит что он гуру. Духовно квалифицированный муж, никогда не требует к себе почтения как к гуру. Он естественным образом заслуживает к себе подобное отношение, любовью, заботой о семье и целеустремленностью в преданном служении своему Гуру.

Мужьям, упорно требующим от своих жен почтения к себе как к гуру, советую прочитать следующее наставление из Шримад Бхагаватам 10.29.25:
«Женщина, которая стремится к благополучию в своей следующей жизни, не должна отвергать своего мужа, который не пал в соблюдении религиозных стандартов, даже если он при этом противен, неудачлив, стар, неразумен, болеет и беден».

Коментарий Шрилы Хридаянанды Махараджа:
«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура цитирует подобное же утверждение из Смрити Шастры: патим тв апатим бхаджет. "Человек должен служить хозяину, который не является падшим". Иногда приводится глупый довод, что если супруг падает с соблюдения регулирующих принципов, то его жена должна все равно продолжать следовать за ним, так как он ее "Гуру". На самом деле Сознание Кришны нельзя подчинить никаким другим религиозным принципам. Гуру, который занимает своих последователей в материалистичной, греховной деятельности теряет свой статус гуру. Шрила Прабхупада говорил, что монархия пала в Европе из-за того, что монархи эксплуатировали свое положение. Подобным же образом, в западном мире мужчины эксплуатировали женщин и как следствие появились целые движения за освобождение прав женщин, в которых женщины отвергают авторитет своих мужей. Идеал в том, чтобы мужчины были непоколебимы в своей духовной жизни и давали чистое и искреннее руководство женщинам, о которых они заботятся».

>Аналогия духовного учителя и ученика(она применима только в аспекте послушания или
>не только ?) Но как происходит взаимообмен или его нет: только учитель дает, а ученик
>принимает? Немного путано. Что может дать ученик своему гуру?

Вот что пишет Шрила Прабхупада, в комментарии к Шримад Бхагаватам 3.23.2, о послушании супруги, послушании ученика и том, чем они могут служить своим гуру и мужьям:
вишрамбхенатма-шаучена гауравена дамена ча
шушрушайа саухрдена вача мадхурайа ча бхох
 О Видура, служа мужу, Девахути находилась с ним в очень близких отношениях, и в то же время глубоко почитала и любила его, была с ним сдержанна и услаждала его слух ласковыми речами.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе особого внимания заслуживают два слова. Девахути служила мужу, испытывая к нему два чувства: вишрамбхена и гауравена. В служении мужу, так же как и в служении Верховной Личности Бога, эти два принципа имеют первостепенное значение. Вишрамбхена значит «доверительно, находясь в близких отношениях», а гауравена – «благоговейно». Mуж является самым близким другом женщины, и потому жена должна служить ему как близкий друг, но в то же время всегда должна помнить о том, что муж выше ее по положению, и, зная это, оказывать ему должное почтение. Мужская психология отличается от женской. Сама конституция мужчины навязывает ему желание господствовать над женщиной, а женщина по своей конституции склонна подчиняться мужу. Повинуясь врожденному инстинкту, муж стремится утвердить свое главенствующее положение в семье, и этот порядок следует неукоснительно соблюдать. Даже если муж в чем-то неправ, жена не должна перечить ему, и тогда между супругами никогда не возникнет разногласий. Вишрамбхена значит «находясь в близких отношениях», однако близость между супругами не должна переходить в фамильярность, порождающую пренебрежение. Согласно обычаям ведической цивилизации, женщина никогда не должна обращаться к мужу по имени. В современном обществе жена называет мужа по имени, но у индусов это считается недопустимым. Таким образом признается превосходство одних и зависимость других. Дамена ча: жена должна научиться сдержанности и не давать воли своим чувствам, даже в случае каких-то разногласий с мужем. Саухрдена вача мадхурайа значит «желать мужу добра и говорить с ним ласково». Материальные отношения, в которые мужчине приходится вступать за порогом своего дома, причиняют ему множество беспокойств, поэтому дома жена должна встречать его ласковыми речами.

> И откуда гуру берет силы постоянно давать и давать?

Настоящий Гуру является проявлением Шри Кришны. У Кришны неограниченное количество энергии знания и блаженства, которыми он вдохновляет послушного ученика посредством Шри Гуру. Преданный, который живет полноценной духовной жизнью, никогда не будет чувствовать, что ему нечего дать другим.

> 3. Если муж испытывает постоянное чувство, что ему недодают, что отдает только он, в
>чем ошибка жены?

Она должна спросить у мужа чего, конкретно, он от нее ждет и чего она ему недодает. Получив ответы, должна постараться служить ему в соответствии с принципами, описанными выше, в этом стихе из Шримад Бхагаватам. Если муж сам не знает, чего он хочет, то это его проблема. Шрила Прабхупада пишет в Шримад Бхагаватам 3.22.11:

«Долг семейного человека состоит не в том, чтобы наслаждаться, а в том, чтобы, живя с женой и детьми, в то же время прогрессировать духовно. Tого, кто не делает этого, называют не домохозяином, а грихамедхи. На санскрите семейного человека называют либо грихастхой, либо грихамедхи. Разница между грихастхой и грихамедхи в том, что грихастха является представителем одного из ашрамов, или укладов духовной жизни, тогда как грихамедхи - это человек, который ведет семейную жизнь только для того, чтобы удовлетворять свои чувства. Грихамедхи смотрит на свою жену, как на источник наслаждений, а для грихастхи добродетельная жена - надежный помощник и опора в духовной жизни».

Брак предназначен для того, чтобы духовно прогрессировать, и избавится от эгоизма. От эгоизма можно избавиться тогда, когда мы развиваем в себе чувство служения.

Брак предназначен для того чтобы давать, а не для того чтобы получать.

Учась служить своей супруге, своему мужу, своим детям, своим родственникам и окружающим их людям, грихастхи развивают в себе чувство слуги, по отношению к Верховной Личности Бога. Это их путь к Богу. Вначале мы учимся служить из чувства долга, а не из-за «розовой», сентиментальной большой любви. Любовь придет с годами, как следствие отношений основанных на чувстве долга.

Ждать служения от членов своей семьи, в принципе, неправильное настроение, от которого нужно избавиться, общаясь с духовно продвинутыми грихастхами. Нужно учиться служить. Тогда все будут удовлетворенны.

Ваш смиренный слуга,
Радха Говинда Даса.