О мягкости сердца.

Харе Кришна Прабху! Прими, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

>Расскажите, пожалуйста, о вдохновении. Оно мне нужно, просто для того, чтобы
>укрепиться на этом сложном этапе жизни....

Вдохновение является результатом знания и хорошего общения. Это чувство культивируется осознанно, в садху-санге:
сатам прасангам мама вирья самвидо
бхаванти хрит карна расаяна катха
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
"Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце (бхаванти хрит карна - это и есть энтузиазм). Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение". (ШБ 3.25.25)

>Также может вы поделитесь тем, что слышали о таком уровне как размягчение сердца.
>Чем он характеризуется и его местонахождения в уровнях бхакти. Мне это интересно.
>Мне будет интересно все, что вы напишите...

Немного удивлен, что спрашиваешь меня об этом. Боюсь что мои "реализации" невелики в этом вопросе. Несомненно, эта тема меня самого очень интересует, потому что хорошо осознаю свою железобетонность, несмотря на 15-летнею попытку быть преданным. Я все же поделюсь, потому что это хорошая возможность самому еще раз подумать над этой темой. Некоторые идеи, которые я опишу, я услышал в лекциях Бхакти Вигьяны Махараджа соответственно они стоят того чтобы к ним прислушаться.

Вайшнав это тот, кто обладает мягким, независтливым сердцем. Пока мы не достигли этого уровня мягкосердечия, мы остаемся вайшнаваабхасой - подделками, имитацией, трафаретным отражением вайшнавов...

Сердце вайшнава является мягким, потому что он обладает настоящей, неподдельной привязанностью к Богу. Шрила Рупа Госвами объясняет этот момент в Бхакти Расамрита Синдху. Он говорит, что когда привязанность к Верховному Господу, - рати - входит в сердце, в сознание живого существа, тогда эта привязанность дает такое глубокое духовное удовлетворение, что сердце просто тает и становится «постоянно» мягким.

Мягкость сердца проявляется в добродушии, дружелюбии, терпеливости, в умении прощать, в сострадательности, снисходительности, и в любви по отношению ко всем и ко всему, что нас окружает. Почему?

Потому что преданный осознает что Господь, к которому он привязан всем своим сердцем, пронизывает все и проявляется через всех окружающих его живых существ.

"Люди вокруг нас - это олицетворение нашего желания научиться правильно общаться, научиться правильно любить". (Из лекции Патита Паваны Прабху)

Сердце пракрита-вайшнава (вайшнава материалиста) все еще скованно материальными представлениями, в том числе и о том, что такое духовная жизнь. Он воспринимает окружающих его людей не как потенциальных друзей и учителей, а как потенциальных посягателей на его "трон", "положение" или на его имидж "недурного парня, который и сам во всем разбирается без подсказок"... Он (в том числе и я) во взаимоотношениях с преданными остается твердым, жестким, сухим, злым, недоверчивым, обидчивым, мнительным потому что все еще сохраняет материальные привязанности к грубым и к тонким видам наслаждений, одно из которых самоуверенность и гордость.

Когда мы к чему-либо привязаны, то мягкая часть нашего сердца «временно» преданна этой привязанности (нашей семье, детям, положению, или тем, кто ублажает нашу аханкару) потому что эти вещи доставляют нам наслаждения. Но остальная часть нашего сердца, как следствие материального эгоизма, становится очень твердой и озлобленной.

В известной истории про Дакшу, Шрила Прабхупада объясняет в одном комментарии, что сердце Дакши было твердым именно из-за его гордости своим положением. Дакша означает - умелый, эксперт. Именно этими качествами Дакша откровенно гордился. Он был самым успешным прародителем во вселенной, и еще и сыном самого Брахмы. Как следствие, его сердце оставалось твердым и было причиной его оскорблений, которые еще больше усугубили ситуацию.

Шрила Джива Госвами объясняет в Бхакти Сандарбхе: свабхактья ади крита манена, иногда, когда человек достигает какого-либо результата, даже в рамках бхакти, он становится очень гордым. Эта гордость разрушает его склонность к бхакти, включая и его, так называемые достижения на этом пути, которыми он гордился. Дакша потерял все, в том числе и свою голову...

Царица Кунти говорит: Джанма айшварья шрута шрибхир - Рождение в хорошем роду, богатство, образованность и красота, сводят человека с ума (эдхамана мада пуман).

Часто преданные думают, что лишены всего этого и это к ним не относится. У нас явно нет знатного происхождения, красоты, особого образования и тем более богатства. Но джанма не обязательно означает хорошее рождение. Джанма также означает ПОЛОЖЕНИЕ!

В ИСККОН очень легко получить какое-либо положение - куратора, президента, казначея, главного пуджари, главного повара, главного пожертвователя или главного организатора браков и.т.д. А если волею судьбы, так получилось, что у нас нет официального большого положения, то мы гордимся именно этим.:)

В общем, как только неофит оказывается в положении руководителя, покровителя, деятеля, и его достижения отмечаются окружающими - он склонен немедленно гордится, и, как следствие, совершает апарадхи.

Апарадха, означает апагата-радха - действия против Радхи. Радха- означает Шримати Радхарани, а также прити – любовь, которая является определенным состоянием нашего сердца.

Апарадха, это действие, умонастроение, которое прогоняет из сердца любовь к Богу и к Его творению. Самой разрушающей апарадхой, является злоба и оскорбления по отношению вайшнавам.

Самая тяжелая степень вайшнава апарадхи - физически бить вайшнава. Средняя - завидовать и критиковать его. А самая легкая степень, все той же вайшнава апарадхи, - не быть счастливым при встрече с вайшнавом.
tаra madhye sarva-srestha nama-sankirtana
niraparadhe nama laile paya prema-dhana
«Из девяти процессов преданного служения, самым важным является постоянное воспевание Святого Имени Господа. Если кто-то делает это, избегая оскорблений, он очень быстро обретет дар (размягчающей сердце) любви к Господу». (Антья 4.71)

Твой слуга Радха Говинда Даса.