Не сложились отношения с куратором

>Я принял наставника и стал регулярно посещать кураторские занятия. Все вроде идет
>хорошо, но я чувствую, что мои взаимоотношения с ... Прабху, как духовным
>наставником, достаточно формальны. Я очень ценю его общение, но он редко говорит со
>мной и мне неловко подходить к нему самому за советом. Что вы можете
>порекомендовать в этой ситуации?

Большое Вам спасибо за этот вопрос. Он очень своевременен, я думаю, что мой ответ, в том числе пойдет на пользу и некоторым подопечным из нашей с Мокшарупой кураторской группы.

Давайте же разберемся с этим вопросом в соответствии с Гуру, Садху и Шастрами:
кшурасйа дхара нисита дуратйайа
дургам патхас тат кавайо ваданти
"Учёные - трансценденталисты утверждают, что духовный путь труден и опасен, как лезвие бритвы" (Катха-Упанишада, 1.3.14).

В то же время в Шримад-Бхагаватам мы находим иное утверждение:
йан астхайа наро раджан на прамадйета кархичит
дхаван нимилйа ва нетре на скхален на патед иха
"Тот, кто идёт по пути бхакти, никогда не споткнётся; даже если он будет бежать по нему с закрытыми глазами, он никогда не оступится и не упадёт" (Шримад Бхагаватам, 11.2.35).

Может показаться, что эти два утверждения находятся в противоречии друг с другом и может возникнуть сомнение. Как же нам его устранить? С помощью слова анугатья.

Анугатья означает "быть под руководством осознавших себя вайшнавов”, которые глубоко постигли сокровенный путь бхаджана. Тех, кто находится под заботливым руководством таких вайшнавов, ожидает быстрый прогресс и отсутствие страха; в то время как тех, кто не принял такого руководства, шастры предостерегают: "Будь осторожен, мой друг, духовный путь опаснее лезвия бритвы".
шримад-бхагаватартханам асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе садхау сангах свато варе
 "Преданный должен постигать сокровенный смысл стихов "Шримад-Бхагаватам" в обществе расика-вайшнава." В нашем случае, расика Вайшнав - это старшие преданные, обладающее большим вкусом к повторению Святого Имени, к поклонению Божеству, привязанные к Святой Дхаме, к слушанию Кришна Катхи и к служению Вайшнавам.

Таких вайшнавов должны отличать три черты:
1. Его бхава (настроение преданности) должна быть той же, к которой вы стремитесь сами (саджатия);
2. Он должен с теплотой и заботой относиться к вам (снигдха), вы должны видеть
его искреннюю заинтересованность в вашем развитии.
3. Он должен быть духовно более зрелым, чем мы.

Итак, старшие преданные, которым мы добровольно доверяем быть нашими духовными наставниками должны быть заинтересованными в нашем духовном развитии, но инициатива в общении с ними должна исходить от нас. Это наша ответственность.

Нужно понять, что быть садхакой, означает быть в настроении попрошайки, того, кто ждет и умоляет о милости. Садхака это не тот, кому в соответствии с рабочим стажем, количеством инициаций, или лет в Сознании Кришны, старшие преданные «обязаны» давать общение. Если в нашем сердце все еще живет гордость, апатия, самоуверенность, или просто невежественная стеснительность, скорее всего мы не почувствуем потребности в руководстве.

Господь Кришна говорит в Бхагавад Гите, что для того чтобы постичь таттву необходимо принять прибежище у садху и соблюсти три условия. Первое условие -пранипат - нужно предаться этим личностям, парипрашна – необходимо с интересом их вопрошать и севая - нужно быть готовым оказывать им смиренное служение. Шри Кришна призывает к активным действиям, к пытливости. Кришна не говорит, что нужно пассивно ждать, когда эти личности подойдут к вам сами, начнут гладить вас по голове, скажут вам приятные слова и спросят, нет ли у нас каких либо вопросов или сложностей в духовной жизни. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: " Пытливость и смирение являются необходимыми условиями для достижения духовного самосознания".

Подопечные должны понять, что принятие духовного наставника – это вопрос личной добровольной инициативы. Это в ваших интересах. Вы больной пациент, который нуждается в помощи врача. Мы нигде не видим, чтобы врачи ходили по людям и предлагали свою медицинскую помощь. Эта идея может показаться очень возвышенной, но в жизни этого нет, потому что это просто не практично. Как правило, люди, признавшие себя больными, прилагают усилия и сами находят врачей, которые лечат их болезни.

Несколько лет тому назад я спрашивал об этом Шрилу Ниранджану Махараджа.

Он ответил что, несомненно, наставник должен быть чуток к своим подопечным и должен быть достаточно проницательным, для того чтобы вовремя им помочь. Но: " If it is not broken, don't fix it" (если не поломано, не пытайся это починить) и что не стоит все время бегать за подопечными, предлагая им свои услуги. Подопечные сами должны чувствовать доверие и духовный голод к общению со старшими. Смешно видеть, когда человек никогда не обращается к духовному наставнику, никогда с ним ни о чем не говорит, не пишет, не звонит, не проявляет никакой заинтересованности в общении, но потом с досадой заявляет: "У меня не сложились личностные взаимоотношения с Куратором".

В одной из своих лекций Шрила Гоур Говинда Махараджа говорил, что мы обращаемся к садху, когда наше сердце чисто и чувствуем голод к Кришна Катхе:

"И когда его сердце станет чистым, он пойдет к садху-Гуру и будет спрашивать его об Абсолютной Истине. Тогда он поймет: "Я - Кришна-даса". Его душа изголодалась и он хочет узнать, чем ее насытить. Пища души - хари-катха, кришна-катха. Он устремится туда, где она есть. Когда голодный бык видит за забором сено, он снесет даже очень крепкий забор и ворвется в огород. Душа, которая голодна, будет у всех спрашивать: "Где хари-катха?" Из Австралии, из Америки, из Европы она устремится в Индию "Где хари-катха? Где садху?" Она отвергнет все условности, сметет все преграды "Круши! Ломай! Я хочу есть! Я голодаю!" Это - истинный голод"

Пожалуйста, будьте таким трансцендентным голодным быком, и проломите забор своей стеснительности, гордости, духовной лени, апатии и бегите в общество садху, выпрашивая их общение пранипатом, парипрашной и севой. Приглашайте их к себе в гости, спрашивайте, делитесь сокровенным, помогайте им в их служении, будьте у них все время на виду и.т.д. Эти качества расположат к себе Ваших духовных наставников. Тогда под их руководством вы сможете бежать по пути Бхакти и служения своим Дикша Гуру, никогда не спотыкаясь; даже если будете бежать по нему с закрытыми глазами.