Меняется ли сварупа дживы, под влиянием соответствующего вида общения?

>Наш разговор начался еще летом, и мы иногда переписываемся сейчас. Речь шла о
>настроении в преданном служении и о том, что у каждого оно свое. Он читает много
>книг Шрилы Прабхупады и понял так, что изначальную расу изменить нельзя, ее
>можно снова пробудить, и если у тебя есть определенный вкус в отношениях с
>Господом, то его изменить нельзя. Грубо говоря, если ты осел на Вайкунтхе, то ты не
>можешь развить настроение гопи или пастушков. Ты даже не понимаешь этих чувств и
>никогда не поймешь. Я, читая книги, поняла так, что это можно сделать по милости
>чистого преданного. Можно заразиться определенными отношениями с Кришной через
>вкус другого вайшнава. Слушая и служа ему, в сердце может проявиться его вкус
>отношений с Кришной. К сожалению, сейчас я мало читаю и память слабая, я не могу
>привести ему цитаты. Но помню, в Шри Ишопанишад Шрила Прабхупада говорит, что
>каждый может войти в танец раса. И путешествие Гоп Кумара тоже это доказывает, хотя
>эту историю можно и по-другому трактовать. Например, что Гоп Кумар изначально имел
>сакхья расу с Господом и поэтому искал ее. В общем, у нас мирная дружеская беседа на
>эту тему, но я чувствую, что этот преданный не хочет углублять свои отношения с
>Кришной из-за сомнений. Он почему-то думает, что если он осел из Вайкунтхе, то зачем
>ему так много слушать о сантиментах гопи. Я пока не сдаюсь, но он хочет доказательств
>из шастр. Он прав, но я не могу их привести. Вместе с тем, я хочу помочь этому
>преданному, он очень хороший, всегда всем помогает и у него есть энтузиазм
>увеличить свое служение, но некоторые сомнения ему мешают. К тому же это и мой
>вопрос, может я неправильно понимаю все. Но тогда зачем Госвами Вриндавана, наши
>ачарьи дали нам этот высший вкус любви к Богу. Они могли его не открывать, но если
>они посвятили столько трудов этому разве можно от этого отказаться. Конечно, любые
>отношения с Кришной полностью совершенны и могут удовлетворить душу, но, в
>беседе с Рамананда Райем, Господь Чайтанья сам утвердил высший вкус отношений с
>Ним. Пожалуйста, рассудите нас. Это не спор, а просто дружеская философская беседа,
>но хотелось бы понять, в чем истина. Я понимаю, что нам пока рано об этом думать, но
>хотя бы теоретически, хотелось бы знать об этом. И вместе с тем, это может увеличить
>желание приблизиться к пониманию настроения, которые открыли нам наши ачарьи.

Большое Вам спасибо за интересный вопрос. Несколько лет тому назад я тоже участвовал в подобном обсуждении. Ища ответ в разных шастрах я, в конце концов, нашел его в одной из биографий Бхакти Прагьян Кешавы Госвами Махараджа (Санйаса Гуру Шрилы Прабхупады). Ответ, который я Вам написал, будет основан на наставлениях, которые Кешава Махарадж давал своим ученикам, описывая вечную сварупу дживы.

Шастры действительно описывают, что вечная сварупа, также как и неповторимая уникальная раса, изначальные имя, облик и все остальные атрибуты ее вечной формы, скрытым образом уже вечно заложены в дживе.

Благодаря дикше, шикше, памятованию, слушанию и воспеванию, в общении c Шри Гуру и вайшнавами, душа освобождается от влияния майи, и присущий ей вечный и уникальный вид Кришна-премы проявляется наружу:
 нитья-сиддха кришна-према садхья-кабу ная
шраванади шуддха–чита коройе удай.
(Ч.Ч. Мадхья 22.108)
 Кришна-према является нитья-сиддхой, т.е. она вечно существует. Садхья кабу ной – означает, что Кришна-према не является садхьей - чем-то, что можно получить с помощью садханы. Кришна Према, также как и нитья сварупа дживы, не является чем-то, чего в определенный период времени, не существовало, а затем позже обретает свое бытие (садхья-кабу-ная). Слушание и воспевание о Кришне (шраванади) очищает сознание дживы (шуддха-читте) и проявляет наружу ее вечную сварупу (кория-удай). Кория удой значит, что она восходит в нашем сердце подобно восходящей луне, которая должна взойти в Кали-югу, чтобы остудить жар лихорадки, в которой мы все сейчас находимся.

Это восхождение или пробуждение сварупы, проявляется в форме жадного желания служить Кришне в определенной расе. Когда дикша-гуру или шикша-гуру замечают эту вечную, внутреннюю склонность своего ученика служить Кришне в определенных взаимоотношениях, он обучает ученика совершать свой бхаджан соответствующим образом, для того чтобы помочь ему полностью проявить наружу свою врожденную расу. Это подобно тому, как способность ребенка ходить уже заложена в нем и, если создать правильные и необходимые условия, он воспользуется своим врожденным даром и со временем встанет на свои ноги и начнет ходить.

Подобным необходимым условием является садху-санга. Но было бы непоследовательным утверждать, что сварупа дживы проявляется согласно типу садху-санги (некоторые Гаудия вайшнавы на Радхакунде, и даже в некоторых Гаудия Матхах считают, что сварупа обретается дживой в момент дикши и будет соответствовать сварупе гуру, от которого ученик получил свои дикша мантры…) Но в нашей сампрадае есть множество случаев, демонстрирующих, что сварупа не зависит от сварупы или настроения твоего дикша-гуру.

Например, даже общение со Шри Чайтаньей Махапрабху или Его близкими спутниками не изменило сварупы Мурари Гупты. Мурари Гупта считается вечным спутником Шри Рамачандры, Хануманом. Господь Чайтанья Махапрабху говорил ему, что, в сравнении со Шри Рамачандрой, Шри Кришна обладает большей сладостью и более того: Кришна — аватари, источник всех аватар. Услышав это от Махапрабху, Мурари Гупта решил оставить Шри Рамачандру и предаться кришна-бхаджану. Хотя Мурари Гупта испытывал некоторую склонность к служению Шри Кришне, одна мысль утраты общества Господа Рамачандры привела его в уныние. Той же ночью он обратился к Господу Раме с мольбой забрать его жизнь. Он просил об этом, ибо не мог прекратить служения Раме, но, в то же самое время, не в силах был отвергнуть указание Шри Чайтаньи. Проплакав всю ночь, Мурари вернулся к Господу Чайтанье и спросил: «Что же мне делать? Я принес свою голову к лотосным стопам Господа Рамачандры. Но если я нарушу Твой приказ поклоняться Господу Шри Кришне, что же тогда мне останется делать?». Улыбнувшись, Шри Гаура Рая ответил: «Слава Мурари Гупте! Ты настолько сосредоточен на своем поклонении, что даже Моя просьба не смогла вынудить тебя сойти с избранного пути. Именно такое настроение любви и привязанности к лотосным стопам Господа должен исповедовать Его слуга. Даже если Господь захочет разлуки, преданный не сможет оставить прибежища Его стоп. Лишь для того, чтобы проверить твою преданность Господу Раме, я несколько раз попросил тебя обратиться к поклонению Господу Кришне».

Таким же образом Шри Рупа и Санатана рассказывали своему брату Шри Валлабхе (Анупаму) о красоте и сладости облика Шри Кришны, а также о том, что нет ничего выше Его любовных развлечений (према-вилас). Они тоже посоветовали ему совершать кришна-бхаджан.

Слова братьев произвели на Анупама огромное впечатление. Он получил посвящение (дикшу) в кришна-мантру и выразил желание совершать кришна-бхаджан. Однако на следующее утро он припал к стопам своих старших братьев и со слезами сказал: «Я отдал свою голову стопам Шри Рагхунатхаджи (Рамачандры). Пожалуйста, благословите меня, чтобы я служил Его лотосным стопам жизнь за жизнью. Сердце мое разрывается при одной мысли о расставании с Его лотосными стопами».
рагхунатхер пада-падма чханданана на джай
чхадибара мон хойле прана пхати джай
(Ч.Ч, Антья, 4.42)
 Шри Рупа и Санатана были счастливы, слушая своего младшего брата. Они поздравили его и обняли. Этот случай говорит о том, что садху-санга помогает дживе осознать свою сварупу, но садху-санга не может изменить врожденную сварупу дживы».

Позже Шрила Рупа Госвами реализовано написал в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.2):
 нитйа сиддхасйа бхавасйа пафкатйам хрди садхйата
 «Нельзя сказать, что садхана рождает нечто совершенно новое. Садхану совершают только ради того, чтобы проявилась вечно совершенная бхава, присущая сварупе дживы»».

В «Джайва-дхарме» Шри Враджанатх и Виджай Кумар слушали одного гуру, Рагхунатха Даса Бабаджи. Тем не менее, они проявили разные присущие им вкусы. Хотя оба достигли совершенства, Враджанатх обрел его в сакхья-расе, а Виджай Кумар — в мадхурья-расе.

В этой связи есть интересный пример: Если дождь идет, когда в небе стоит созвездие свати-акшатра, то попадание дождевых капель на пять различных предметов - устрицу, банановое дерево, змею, слона или копыто коровы - приносит разные результаты. В створках устрицы появляется жемчужина, в банановом дереве - камфора, на змее - драгоценный камень, в голове слона - гаджамукта (особая слоновья жемчужина), а в копыте коровы - горочана. Подобно тому, как вода порождает различные субстанции в зависимости от того куда она попадает, разные ученики, благодаря общению с гуру или вайшнавом, проявляют склонность служить в разных расах и достигают разные формы
духовного совершенства.

Согласно «Брихад-Бхагаватамрите», Шри Нарада Госвами и Шри Уддхава, увидев Гопа-кумара, сразу заключили, что он был парикаром (вечным духовным спутником) в сакхья расе. Присущая ему сакхья-бхава не изменилась под влиянием общения даже со Шри Нарадой Госвами, Уддхавой, Хануманом и другими. Если присущее душе служение может измениться под влиянием общения, то почему же сварупа Уддхавы не изменилась благодаря общению с гопи? Шримати Яшода тоже общалась с гопи, но ее сварупа от этого не изменилась.

Сокровенный смысл состоит в том, что до тех пор, пока cадхака в процессе практики не осознал свою сварупу, он совершает свой садхана-бхаджан согласно тому общению которое у него сейчас есть по милости Кришны.

Наша Гудия Вайшнава-cампрадая является рага-марга сапрадаей, преемственностью, которая способствует развитию любви к Кришне во Вриндаване в настроении спонтанной, супружеской любви (гопи-бхава). Поэтому души, которые в результате своих многочисленных пурва-самскар и бхакти-сукрити привлекаются к гаудия сампрадае, чаще всего, и скорее всего, обладают адхикаром и сварупой соответствующей именно гопи-бхаве, и немного реже, сакхья-бхаве (настроение дружеских отношений мальчиков пастушков), которая тоже практиковалась и практикуется в нашей сампрадае по сей день. В нашем ИСККОНе Бхакти Вишрамбха Мадхава Махараджа является ярким примером.

Однако движение Махапрабху может дать прибежище и душам, которые находятся с Кришной в других расах, в которых доминируют чувства страха и благоговения перед Богом, таких как шанта (нейтральные отношения), дасья (отношения слуги и господина) и сакхья (дружба с Нараяной на уровне Вайкунтхи). Подобные виды считаются совершенством духовного развития в Мадхава и Шри Сампрадаях.

Шри Чайтанья Махапрабху является аватари сваям бхагаваном (изначальным Господом, источником всех остальных аватар). По милости учения Махапрабху, и практики, которая, в том числе, включает в себя слушание о реализациях гопи Вриндавана, и благословений, полученных в результате участия в Его мисии санкиртаны, подобные души, находящиеся в расах Вайкунтхи, Двараки или Айодхьи, обретут именно тот вид совершенства и сварупы, которые являются для них естественными.

Это можно проиллюстрировать на следующем примере. Если в одном и том же месте, на берегу реки Ганги, посадить семена манго, хлебного дерева, тамаринда и т.д., несмотря на то, что всех их питает одна и та же вода из реки, всех освещает одно солнце и овевает один ветер, из разных семян вырастут разные деревья, которые дадут разные плоды. Некоторые плоды будут кислыми, некоторые вяжущими, а некоторые будут сладкими. Хотя все деревья выросли на одной почве, воде, воздухе и солнце, они не выросли одинаковыми растениями и не дали одинаковые цветы и плоды, потому что семена были разными.

Подобным же образом, изначальные имя, облик и все остальное, заложены в дживе. Благодаря общению с сад-гуру (вода Ганги) и вайшнавами (плодородная почва), в дживе, согласно ее сварупе, проявляются энергия хладини (блаженство) и самвит (вечность), и на уровне духовного совершенства в ней раскрывается присущий ей изначальный и уникальный облик (кислый, вяжущий или сладкий плод), что вынудит ее искать соответствующий вид духовного общения. Поэтому говорится, что для нас на обусловленном уровне, асат-сангой считается общение с материалистами, тогда как на уровне освобождения, асат-сангой может считаться общение с душами, которые принадлежат к другой расе.

Так что пока этот преданный не достиг уровня духовного освобождения, он может смело дружить с Кришной, и молится о покровительстве Юга-аватары, Шри Чайтаньи Махапрабху и его преданных. Под руководством преданных Махапрабху, он может спокойно изучать и слушать о деяниях разных аватар Господа, описанных на страницах Бхагаватам и, в том числе, слушать о деяниях Кришны с гопи, по милости которых он со временем только утвердится в своей расе, подобно тому, как это произошло в случае Удхавы.

Таким образом, благодаря быстротекущему потоку Ганги, которую сейчас представляет движение ИСККОН Шрилы Прабхупады, Ваш собеседник сможет получить все необходимые минералы, соли и питательные вещества, которые позволят ему, со временем, осознать свою вечную сварпу и найти подобающее для своей бхавы общение и руководство. А пока - ядриши ядриши шрадха, сиддхир бхавати тадриши - совершенство, проявится в соответствии с приложенными усилиями.

Ваш слуга Радха Говинда Даса.