Меняется ли Раса и чем обернется дар Махапрабху для разных Рас?

Дорогой Прабху. Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Пожалуйста, простите за запоздалый ответ.

<<<В продолжение темы о Джагадананде Пандите, один вопрос не дает мне покоя. Я не раз слышал от вайшнавов, что душа не может поменять свою сварупу. Прабхупада пишет в Нектаре Преданности: Некоторые из тех, кто обрел одну из этих четырех форм освобождения, также могут развить в себе привязанность к Кришне и попасть на Голоку Вриндавану в духовном небе. Иначе говоря, те, кто уже обрел какой-нибудь из четырех видов освобождения и поднялся на планеты-Вайкунтхи, в некоторых случаях тоже могут развить в себе привязанность к Кришне и попасть на Кришналоку. (4 глава) Это максимум что я слышал, что можно поменять свою сварупу с уровня Вайкунтхи на уровень Голоки, как вы рассказывали, это произошло с Венката Бхаттой. Но меня интересует этот вопрос в пределах Голоки, из сакхьи в ватсалью, например, и т.д. Есть стих: анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах «Пусть Господь, известный как сын Шримати Шачидеви, трансцендентно присутствует в сокровеннейших уголках вашего сердца. Окружённый сиянием цвета расплавленного золота, Он нисходит в век Кали по Своей беспричинной милости, чтобы даровать то, что ни одно воплощение не предлагало прежде: самый возвышенный вкус преданного служения, вкус супружеской любви». (Ч.Ч.,А.1.4.) >>>>

Отвечая на Ваш вопрос, в качестве примечания, хочется сразу же отметить что в сферах подобного рода касающихся Расы, Кришна Лилы, или положения той или иной Аватары, преданные никогда не должны мерить аршином обусловленного двойственного восприятия, такими как «хуже - лучше», «выше – ниже» и.т.д

Истина о градации Рас рассматривается Гуру, Садху и Шастрами, исключительно с точки зрения «глубины совершенства в совершенстве» или «разнообразия в совершенстве». 

Подобный анализ приемлем с точки зрения Таттва-сидханты - являющейся препятствием для спонтанной любви вечно освобожденных обитателей Голоки Вриндаваны, но выступающей в качестве абсолютной необходимости для душ, ищущих совершенства посредством Ваидхи Садхана Бхакти. 

Когда в свете Таттва-сидханты, в Шастрах проводится «объективный» анализ, с точки зрения Татастха-вичары - беспристрастного сравнения Расы, обнаруживается что от вкуса к вкусу любовь растет, и что верхом совершенства являются супружеские отношения известные как Шрингара-раса, так как она сладостнее всех остальных Рас.

Но с точки зрения спонтанной, духовной любви, философские анализы просто неприемлемы. Према - любовь и Раса, относятся к «субъективной» реальности - абстрактной для нас, но истинной для Кришны и Его спутников.

Теперь, после краткого введения, попробуем ответить на Ваш вопрос, с двух точек зрения: Первый ответ будет с точки зрения Шри Кришны - выступающего в качестве Вишайи, и второй ответ будет дан с точки зрения обретших Сварупу освобожденных душ, занявших свое конституционное положение Ашрайи.

Итак, Голока Вриндавана и все что происходит в этом царстве бескорыстной любви, имеет место исключительно в соответствии с потребностями Акхила-расамрита-мурти –Кришны являющимся источником всех божественных вкусов. Он Абсолютный Вишая - объект поклонения, принимающий служение и любовь каждого преданного.

Преданные Голока Вриндаваны знают и ценят другие Расы, но пребывая в положении Ашрайи – доставляющими радость и счастье Шри Кришне, они в первую очередь повинуются потребностям и *желаниям* Раса Раджи Шри Кришны, и служат Ему в том настроении, которое ожидается от них их Ишта Деватой:

 «В соответствии с желаниями Верховного Господа, преданные наслаждаются вкусами определенных настроений преданности, при этом зная и ценя также и остальные виды преданного служения Господу и Его разным формам». (Веданта Сутра 3.3.57)

Обычно принято говорить о Сварупе души как о врожденной форме, обладающей определенными качествами, настроением, атрибутами и взаимоотношениями с Шри Кришной. Но в конечном итоге, непостижимым образом, как Сварупа так и присущая ей уникальная Раса, обретаются достигшими совершенства душами, исключительно в соответствии с желаниями Шри Кришны!

Поэтому как правило, чистые души обретшие в соответствии с Его желаниями и потребностями свою Сварупу, в рамках одной из четырех Рас на Голоке Вриндаване, не меняют, и не переходят с одной Расы в другую.

Это был ответ с точки зрения того как видит ситуацию Шри Кришна. (К стати говоря к подобному видению и сводится вся суть Сознания Кришны: «Саттваика-ништхе манаси бхагават-паршва-вартини -Находиться в сознании Кришны - значит постоянно общаться с Верховной Личностью Бога, пребывая в таком состоянии ума, в котором преданный видит мироздание таким, каким видит его Господь».  (ШБ 4.29.69)

Теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения положения преданных занимающих положение Ашрайа - оказывающих служение, носителей любви.

Природа индивидуальной расы такова, что любовь к Богу которую испытывают души в настроении служения – Дасйа, дружбы – Сакхйа, родительской любви – Ватсалйа, или супружеской любви – Шрингара, побуждает преданных считать свою Расу самой полной и возвышенной. Соответственно: «ниджа ниджа бхава сабе шрештха кари' манне - Каждый преданный считает свое чувство к Господу самым лучшим». Как следствие: «ниджа-бхаве каре кришна-сукха асвадане – преданные черпают великое счастье в общении с Кришной» (ЧЧ. Ади 4.43).

Таким образом, великое счастье о котором говорит здесь Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами, настолько переполняет и удовлетворяет как индивидуальную душу так и Кришну, что преданные просто не видят необходимости искать его вне своей индивидуальной расы.

В конце одной из своих лекций отвечая на вопросы своих учеников, Шрила Прабхупада объяснил эти истины следующим образом:

Хамсадута: Прабхупада, вы сказали, что когда душа обретает изначальную духовную форму, подобную Вишнудутам, они выглядят четырехрукими. Означает ли это, что они никогда не возвысятся до уровня вкуса общения с Кришной в Его двурукой форме? И что означает «изначальная форма»?

Прабхупда: Изначальная форма, двурукая.

Хамсадута: Двурукая.

Прабхупада: Да.

Хамсадута: Означает ли это, что четырех рукая форма не соответствует высшему совершенству Сознания Кришны?

Прабхупада: Нет. В духовном мире все совершенно, но это лишь вопрос разнообразия, вкуса. Когда во время еды вы кушаете Расагулу и не трогаете Качори, это не означает что Качори, уступает в совершенстве. Это лишь вопрос вкуса. Кому-то нравятся Качори, а кому-то нравятся Рсагулы. Это не означает что Расагула вкуснее Качори, или, что Качори вкуснее Расагулы.

Хамсадута: Это означает, что если кто-то находится в своей Сварупе…

Прабхупада: Да, там все обладают Сварупой. Все обладают Сварупой.

Хамсадута: Предположим, что кто-то обладает положением Вишнудуты. Он может изменить свое положение?

Прабхупада: Зачем ему менять его?

Хамсадута: Потому что он может хотеть развить вкус к общению с Кришной.

Прабхупада: Перемены происходят лишь в материальном мире. Но там, все вкусы устойчивы, Расы вечны, это вечные Расы. Каждый из нас обладает своим уникальным вкусом общения с Кришной, но это будет осознанно в момент освобождения.

Хамсадута: То есть вкус уже предопределен.

Прабхупада: Да. Когда ты достигнешь освобождения, ты поймешь свои отношения с Кришной. Это называется Сварупа-сидхи. Но это наступит тогда, когда ты достигнешь совершенства в преданном служении. Подобно тому, как в своих семьях мы наслаждаемся разными Расами. У нас есть определенный вид взаимоотношений с женой, определенный вид взаимоотношений с сыновьями, дочерьми, с друзьями, со слугами, с собственностью. Подобным же образом, Кришна…Все творение является Его семьей, и Он обменивается взаимоотношениями со всеми. Зачем например сыну менять свои отношения на взаимоотношения мужа или жены?

Хамсадута: Понятно.

Прабхупада: Да. Потому что каждое взаимоотношение пронизано особым вкусом... Вопроса о перемене Расы, даже не возникает. Никто не думает: «Сейчас я наслаждаюсь этой Расой, а потом я обрету другую Расу, получше». Нет, каждый уже думает: «Моя Раса самая лучшая». И хотя существует сравнительная градация, каждый считает свою Расу особенной».                                                                                                                             (Лекция Шрилы Прабхупады по Шримад Бхагаватам 6.3.16-17. Горакпур 10 февраля, 1971)

Итак, вывод очевиден - душа устойчива в своей Расе, и полностью удовлетворенна своей Сварупой. Но так как духовный мир – сфера безграничных творческих возможностей, Шри Кришна предоставляет возможность и для редких исключений, непостижимых для обусловленных временем и пространством умов. Речь идет о редких случаях, когда чистый преданный развивает интенсивное желание служить Господу одновременно в двух Расах.

Если кто-то развил привязанность к Господу Чайтанье и одновременно хочет служить Шри Шри Радхе и Кишне, по милости Господа, душа обретет две Сварупы и сможет служить своим Иштадевам одновременно в двух Расах. Я слышал от Шрилы Партха Саратхи Махараджа что Шрила Бхактивинода Тхакура обладает двумя Сварупами. В одном из своих духовных тел мальчика Брахмана он служит Махапрабху в Шри Навадвипа Лиле, а в другом духовном теле Манджари он служит Шри Шри Радхе Шьямасундаре на Голоке Вриндаване.

<<<И мне становится непонятно, если он принес вкус супружеской любви, но сварупу нельзя поменять, то как тогда понимать этот стих? в свете вашего ответа про Сатьябхаму? в том смысле, что мы тоже будем получать какие-то проценты этой гопи-бхавы? разъясните пожалуйста. Спасибо>>>.

Гопи-бхава является эталоном абсолютной любви, преданности, и самопожертвования в преданном служении Шри Кришне, и поэтому выступает в качестве маяка освящающего путь самозабвенного предания Кришне для всех остальных Рас.

«Если головная боль Кришны длится одну минуту, а пыль с моих стоп, посыпанная Ему на голову, уменьшит ее продолжительность на 30 секунд, принеся Ему тридцатисекундное блаженство, я готова на всю оставшуюся вечность пойти в ад.” Такова любовь Гопи. “О, Кришна вечно будет страдать от головной боли, но если я принесу Ему облегчение, хотя бы на одну секунду, я готова пойди в ад навеки.” Такова любовь Гопи к Кришне – бескорыстная, начисто лишенная эгоистических мотивов и ничем не прерываемая». (Шрила Радханатха Свами)

Открыто или тайно, но подобной преданностью высочайшей пробы, олицетворенной в Гопи-бхаве восхищаются все обитатели Голоки Вриндавана.  Независимо от своей Сварупы и Расы, любовь Гопи к Кришне является источником вдохновения и подражания для преданных во всех остальных Расах.

Например, по велению Кришны Шри Уддхава посетил Вриндаван. Пообщавшись с Враджаваси Уддхава настолько был воодушевлен экстатическими чувствами и переживаниями любви которые они испытывали, что стал слагать песни и всячески их прославлять. В конце концов Уддхава произнес известные во всем Врадже слова:                         

«Поэтому я хотел бы родиться лианой или травинкой во Вриндаване: эти растения благословенны, ибо их касаются стопы Гопи. С какой любовью они служат Кришне, Самому Мукунде, который дарует освобождение и которого стремятся познать святые и великие мудрецы! Ради Него они оставили все: семью, детей, друзей, дом и все мирские привязанности".

Уддхава пребывает в Сакхйа Расе. Но прочувствовав настроение Гопи, он не подумал, что теперь ему нужно сменить свою Сварупу в Сакхйа Расе, на Сварупу Гопи в Шрингара Расе. Он сказал, что хочет благословений Гопи в форме пыли с их стоп, для того чтобы *усилить* свою собственную Сакхйа Бхаву. 

Тоже самое происходит и в случаях вечных спутников Шри Кришны воплощающихся вместе с Махапрабху в Навадвипа Лиле. Как мы уже обсуждали в прошлый раз, все они нисходят из Голоки Вриндавана или из Айодхи или из Двараки, для того чтобы получить свои проценты, и ощутить уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам - то что ни одно воплощение не предлагало прежде - самый возвышенный вкус преданного служения, вкус супружеской любви.

Таким образом, Господь Шива - воплотился как Адвайта Ачарья, Сатьбхама - воплотилась в форме Джагадананда Пандита, Хануман - воплотился как Мурари Гупта, Вришабхану Махараджа - воплотился как Пундарика Видьянидхи и.т.д.  В следствии вкушения щедрого дара Махапрабху в форме бонуса уннатоджджвала-расы, все они смогли усилить интенсивность своего служения и любви в рамках своей Расы на Голока Вриндаване, и одновременно получили возможность участвовать в Санкиртана Лиле Махапрабху в Надии.

Теперь что касается того будем ли мы (обусловленные души), как следствие дара Махапрабху в форме уннатоджджвала-расы, тоже получать проценты в форме Гопи Бхавы...

Если Сварупа нашей души соответствует телу Гопи, получив освобождение из материального мира мы будем служить в Гопи Бхаве или в Манджари Сварупе на Голоке Вриндаване. Но если Сварупа нашей души соответствует спутникам Господа Рамы в Айодхье, или Господа Нараяны на Вайкунтхе, по милости Махапрабху и соприкосновения с уннатоджджвала-расой, являющейся стержнем движения Санкиртаны, мы усилим любовь и преданность своим соотвествующим Ишта Деватам, и получим возможность служить Им в соответствии со своей врожденной Бхавой и Расой.

Наши Ачарьйи приводят в этой связи красивый пример: во время дождя, когда на небе стоит созвездие Свати Накшатра, в створках устрицы появляется жемчужина, в банановом дереве появляется камфора, на голове у змеи появляется драгоценный камень, в голове слона появляется Гаджамукта (особая слоновья жемчужина), а на копытах коровы прорисовывается Горочана.

Подобно тому, как одни и те же капли воды при определенном созвездии порождают различные драгоценности, по милости Чайтаньи Махапрабху и Его движения Санкиртаны разные души обретут свойственные своим врожденным Сварупам Расы и после освобождения из материального мира займут свое положение в служении Господу на соответствующих планетах духовного мира. 

Таким образом для вечных спутников Шри Кришны уннатоджджвала-раса послужит стимулом для усиления преданности в рамках своей Расы, а для обусловленных душ стремящихся к восстановлению своего конституционального положения, соприкосновение с движением Санкиртаны пропитанной уннатоджджвала-расой послужит в качестве Амриты, оживившей их вечную Расу.

Ваш слуга, Радха Говинда Даса.