Как избавиться от гордости.

Харе Кришна! Примите пожалуйста мои поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

Пожалуйста, простите за короткий ответ. Завтра мы уезжаем с Мокшарупой на полтора месяца в святую дхаму и нужно собираться…

>Я прочитала ваше письмо и у меня возник вопрос. Подскажите, пожалуйста, что делать,
>чтобы избавиться от пратиштхи? Это анартха такая закоренелая, что, сколько я не
>прошу Кришну убрать её, она, может не в такой степени как раньше, но все равно
>остается.

В йоге есть принцип, который называется пратипакша-бхавана. Наши качества, такие как зависть, гневливость, гордость - результат самых глубоких самскар, оставленных опытом прошлых жизней. Каждое подобное качество возникло в результате наших прошлых поступков и, в свою очередь, в этой жизни, при малейшем раздражении, вызывают соответствующую негативную реакцию, и толкают нас на повторение этих поступков. Поэтому, в соответствии с этим принципом пратипакши-бхаваны, - если мы хотим что-то изменить в своем характере, сейчас в настоящем, опираясь на силу трансцендентного знания и могущество молитвы, нужно научиться действовать прямо противоположным образом.

Каким образом мы должны действовать, чтобы побороть пратиштху, объясняется в седьмой шлоке Шри Маннах Шикши, Шрилой Рагхунатхой Дасом Госвами, который обращается к своему уму со следующими словами:
пратиштхаша дхришта швапача- рамани ме хриди натет
катхам садхух Према спришати шучир этан нану манах
сада твам севасва Прабху-дайита-самантам атулам
йатха там нишкашйа тваритам иха там вешайати сах
«Мой дорогой брат ум, презренное желание материального почета и известности сравнивается с бесстыдной и низкорожденной проституткой, которая питается собачьим мясом - она все еще ужасно танцует в моем сердце. Как тогда девственная любовь чистой преданности Шри Кришне сможет найти хотя бы место в моем сердце? Тебе следует просто служить чистым преданным Господа, которые являются Его близкими спутниками и стойкими приверженцами. Только они смогут вытеснить эту проститутку и возвести на престол чистую любовь к Богу в моем сердце».

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в своем комментарии к этому стиху:
«Этот стих показывает, как человек может уничтожить любое оставшееся сомнение, которое он может иметь, если потерпели неудачу его неоднократные и исчерпывающие попытки удалить обман из своего сердца. Жажда славы есть, фактически, бесстыдная проститутка, которая стремится к тому, чтобы ей поклонялись. Все другие ненужные желания можно уничтожить, но жажду почета и известности чрезвычайно трудно искоренить. Это подобно семени, которое только позднее вырастает в растение обмана, форму, из которой происходят все другие анартхи. Поэтому ее называют бесстыдной, ибо она удобно обозревает свое собственное пагубное влияние. Слава подобна собаке, и тот, кто бегает за ней, фактически, питается плотью собаки - так желание материального почтения и известности сравнивается с проституткой из низшего класса, которая ест собачье мясо… Возлюбленные преданные Всевышнего Господа, по своей природе являются Его настоящими приближенными, и их духовных статус вне всякого сравнения. Они - генералы в армии преданных Кришны и божественные лучи от дарующей наслаждение силы Господа, или хладини-шакти, озаряют их сердца. Более того, эта сила легко переходит в другие сердца, где она преодолевает все загрязнения и вызывает трансцендентную любовь к Богу. Чистые преданные - вайшнавы принимают пыль с их лотосных стоп, остатки их пищи и их священные наставления, ибо все это имеет трансцендентное могущество наполнить чье-либо сердце божественной хладини-шакти».

Продолжайте молиться Шри Кришне и Господу Чайтанье о том, чтобы Они избавили Вас от этого качества. Если Ваши молитвы будут искренними и настойчивыми, они обязательно будут услышаны. При этом учитесь выявлять хорошие качества в окружающих Вас преданных, восхищайтесь этими качествами, прославляйте преданных и служите им, проявляя находчивость и чуткость. Старание служить и прославлять преданных со временем войдет в привычку и затем станет частью вашего нового духовного характера.

Всегда Ваш слуга
Радха Говинда Даса.