Что такое Адхикар

Что имеется ввиду, когда говорится, что вайшнав-мадхьяма "достоин" воспевать святое имя чисто? Что именно делает его достойным этого ?
Когда говорится, что вайшнав-мадхьяма достоин воспевать святое имя чисто, это означает, что он обрел для этого необходимую квалификацию посредством своего труда и искренних усилий в практике ваидхи-садхана-бхакти. Благодаря этим усилиям человек становится достойным милости Гуру и Кришны, благодаря которой он воспевает Шуддха Наму.
В одной из своих лекций Шрила Бхакти Вигьяна Махарадж объяснил сочетание этих двух вещей следующим образом:
“…для обретения любой цели в материальном мире существует определенный метод ее достижения. Сейчас нам могут везде предложить способ достижения того или иного результата. Но не следует думать, что садхана это метод, гарантирующий нам царство Божие. Вся наша практика преданного служения - это лишь демонстрация нашей готовности обрести милость Господа, а усилия и энтузиазм -  проявление нашей искренности."
Итак, практика, труд, энтузиазм и усилия являются нашим адхикаром, но это еще не обязывает Шри Кришну наделять нас духовным совершенством.
Слово адхикар преводится как квалификация, заявка, заявление на право, иск, требование, право на участие, достоинство совершать ту или иную деятельность, проявляющееся в поведении и темпераменте.
При этом мы должны помнить, что Шри Кришна обладает качеством Сварат - абсолютной независимостью. Он оставляет последнее слово за Собой, даже не смотря на наличие достоинств, квалификации  или заявлений на право. Он может дать, а может и не дать нам право считаться каништхой, мадхьямой или уттамой и воспевать Святое Имя чисто. Все же, как говорит Шрила Шиварама Махарадж, Кришна изучает нас и думает - давать милость или не давать. Но как правило, если мы искренни и достойны, Он дает.
Поэтому ачарьи всегда используют слово адхикари после мадхьяма, каништха или уттама и не используют словосочетания каништха-сидха или мадхьяма-сиддха. Сиддха означает совершенный. Адхикари означает получивший право от Него в порядке очереди - после “подачи заявления”, в форме искреннего следования садхана-бхакти и развития духовных качеств.
Шастры описывают для разных вещей разные адхикары.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати описывает, что адхикар для изучения писаний проявляется в качествах, описанных в знаменитом стихе из Шветашватара Упанишад:
ясья дева пара бхактир ятха деве татха гурау
тасьяйте катхита хй артхах пракашанте махатманах
"Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Верховного Господа и духовного учителя, открывается весь смысл писаний".  (Svetasvatara Upanisad 6.23)
Адхикаром для получения дикши, или инициции, являются качества пранипат, парипрашна и севая, описанные в Бхагавад Гите 4.34:
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах
“Ты будешь способен обрести всё это знание, удовлетворив просветленного духовного учителя, предлагая ему поклоны, чистосердечно вопрошая и искренне служа. Великие души, сведущие в Писаниях и наделенные непосредственным восприятием Высшей Абсолютной Истины, обучат тебя этому божественному знанию.
Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил, что адхикаром для Бхакти является Шаранагати. Один из его учеников вспоминает наставления Махараджа:
“ Во время своих лекций Шрила Гоур Говинда Махараджа обычно пел. Он особенно любил воспевать бхаджаны Шрилы Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Нароттамы Даса Тхакура. Он даже приказал своим ученикам: “Каждый день вы должны воспевать киртаны Шаранагати Бхактивиноды Тхакура. Почему? Потому что вы не сможете обрести бхакти без квалификации - адхикара! Что такое бхакти-адхикар? Шаранагати! Шаранагати является квалификацией для обретения бхакти:
шри-кришна-чайтанья прабху джибе доя кори'
сва-паршада свия дхама саха аватари
атьанта дурлабха према корибаре дана
шикхая шаранагати бхакатера прана
Из сострадания к падшим душам Шри Кришна Чаитанья пришел в этот мир со Своими личными спутниками и божественной обителью, чтобы научить шаранагати, преданию всемогущему Богу, и бесплатно раздать экстатическую любовь к Богу, которую обычно очень трудно достичь. Эта шаранагати - сама жизнь истинного преданного.
даинья атма-ниведана гоптритве варана
авашья ракхибе кришна'  вишваса палана
бхакти-анукула-матра каржера свикара
бхакти-пратикула-бхава варджанангикара
Пути шаранагати следующие: смирение, полное вручение себя Господу, принятие Его как единственного господина, вера в то, что Кришна непременно защитит, совершение только тех поступков, которые благоприятны для чистой преданности, и отказ от поступков, мешающих чистой преданности.”
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати подчеркивал, что помимо бхавы (эмоций), шуддха-сатвы (чистой благости), лобхи (горячего желания) и раги (жгучей привязанности к Кришне) расика-бхакта (преданный, который обрел доступ к расе) должен иметь самое главное доказательство своего достоинства участвовать в играх Кришны - абсолютную свободу от анартх.
“Адхикаром для того, чтобы обрести свое конституциональное положение в сокровенных играх Радхи Мадхавы, совершать Им служение и ощущать высший экстаз является полная свобода от анартх.” (Бхактивинода Тхакур. Таттва Сутра)
значит ли это, что вайшнав-неофит не только не способен, но и недостоин воспевать чисто?
Неофит не достоин воспевать чисто до тех пор, пока остается под влиянием своей прошлой кармы и невежества, пока цепко держится за свои материальные желания, анартхи, сохраняет привязанность к бессмысленному безделию и не обладает глубоким знанием о том, что смыслом жизни является обретение Кришна Премы.
С чего вдруг Кришна обязан проявляться в нелепой шипилявой неофитской вибрации типа Шник Кшнак Кшнаак..., которую воспроизводят неофиты, думающие о сексе, деньгах и славе? В начале заслужи, стань достойным, а затем желай.
В следствие анартх и невежества неофитское воспроизведение алфавитных звуков (намакшара) нельзя считать настоящим воспеванием.  Это - нама апарадха или, в лучшем случае, нама абхаса, неосознанное воспевание.
Прабхупада: Нет, нет. Они могут воспевать, но они должны понять процесс. Тогда это будет эффективно. Они обязаны знать процесс. Воспевание доступно всем. Каждый может воспевать, но они должны знать - если я следую процессу, тогда воспевание будет эффективно.
Рамешвара: Они должны ясно понимать, что наша цель в обретении любви к Богу, а не нечто материальное.
Прабхупада: Да. Према пумартхо махан. Этого мы хотим. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил - намакшара бахир хая нама нахи хайа: он воспевает просто алфавит, но это не нама”. Намакшара, Харе Кришна, алфавит, но это не настоящее Святое Имя.”
(Маяпур, 25 февраля 1977)
Как тогда ему стать достойным?
Это хороший вопрос.
В Гита Мале Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что нужно делать, какие качества развить и в каком умонастроениии молить Кришну о квалификации  для чистого воспевания Святого Имени:
1) шри кришна киртане джади манаса тохар
парама джатане тахи лабхо адхикар
Если твой ум с великим вниманием  всегда поглощен  воспеванием славы Господа Шри Кришны, тогда с помощью процесса Шри-Кришна-Киртана ты обретешь трансцендентную квалификацию (адхикар).
2) тринадхика хина дина акинчана чар
апане маноби сада чхади аханкар
Ты должен оставить ложную гордость и считать себя никчемным, нуждающимся, самым низким и быть смиреннее травинки.
3) врикша сама кшама гуна кароби садхан
прати химса тйаджи анйе кароби палан
Ты должен практиковать прощение подобно дереву, отбросить насилие, а также защищать и опекать всех живых существ.
4) дживана нирвахе ане удвега на дибе
пара упакаре ниджа сукха пасарибе
По мере того, как проходит твоя жизнь, никогда не беспокой кого-либо. Вместо этого делай другим добро, даже если для этого придется полностью забыть о собственном счастье.
5) хоиле о сарва гуне гуни махашой
пратиштхаша чхади коро амани хридой
Когда таким образом человек становится великой душой, обладающей всеми хорошими качествами, он должен отбросить желания славы и почестей и обрести смирение в своем сердце.
6) кришна адхистхана сарва дживе
кароби саммана сабе адхаре сарвада
Зная, что Господь Кришна обитает в сердцах всех живых существ, ты должен постоянно оказывать им всем великое почтение.
7) даинья дойа анйе мана пратиштха варджан
чари гуне гуни хойкороха киртан
Обладая этими четырьмя качествами- смирением, милосердием, почтением ко всем и отрешенностью от желания престижа, человек становится добродетельным. В таком состоянии ума он достоен чисто воспевать Святое Имя и славу Верховного Господа.
8) бхактивинода канди боле прабху пай
хено адхикара кабе дибе хе амай
Плача, Бхактивинода представляет свою молитву на рассмотрение лотосным стопам Господа: “ О Господь, когда же ты наделишь меня достоинством обладать всеми этими качествами?”
Что такое sadhu-ninda?
Садху-нинда, означает оскорбление, поношение или критика преданного (садху).
Критика преданных (садху-нинда) стоит первым в списке десяти оскорблений свтого имени. Слово нинда означает враждебность или злобу. Если человек случайно совершает это оскорбление, он должен чувствовать раскаяние и говорить себе: "Как низко я пал! Как посмел я оскорблить святого?". Он должен искупить вину, припав к лотосным стопам оскорбленного им вайшнава, и молить его о прощении.
Человек не должен пытаться оправдать себя, цитируя слова из "Падма-пураны", где говорится:
"Чтобы очиститься от оскорбления, достаточно просто повторять святое имя Бога". Человек не должен думать: "Зачем мне унижаться перед тем, кого я оскорбил, и вымаливать у него прощение?" Рассуждая подобным образом, человек совершает новое оскорбление.
Не следует также думать, что тяжесть оскорбления зависит от духовного уровня вайшнава и учитывается только по отношению к святым, наделенными всеми благими качествами преданного. Об этих качествах говорится в одиннадцатой песне "Шримад-Бхагаватам":
"О Уддхава, святой преданный сострадателен и никогда не причиняет вреда другим. Даже если его оскорбляют или бьют, он сохраняет терпение и умеет прощать. Духовную силу и смысл своей жизни он черпает в Абсолютной Истине. Он свободен от зависти и ненависти, а его ум невозмутим как в счастье, так и в горе. Наделенный всеми этими качествами, он трудится на благо всех живых существ".
Оскорбитель не способен уменьшить тяжесть своего оскорбления, так как постоянно выискивает в оскорбленном им вайшнаве какие-либо недостатки. В "Падма-пуране" есть такое указание:
"Человека, который стремится предаться Господу, даже если он обладает скверным характером, склонен обманывать других, незнаком с правилами приличия, полон мирских желаний и не очищен ведическими обрядами, следует все равно считать святым (садху)".
Таким образом, любого преданного, даже если иногда он совершает ошибки, нужно почитать как садху.
Если человек оскорбил маха-бхагавату (возвышенного вайшнава), который вследствие своей возвышенной природы не посчитал его действия за оскорбление, оскорбитель все равно должен припасть к его стопам и искать случая услужить ему, чтобы очиститься от своего оскорбления.
Вайшнав может простить любые оскорбления, но пыль с его лотосных стоп никогда не прощает их и заставляет виновного в оскорблении страдать за свой поступок. Ибо сказано: "Те, кто совершает зло по отношению к возвышенным святым душам, без сомнения будут наказаны пылью с их лотосных стоп". ("Шримад-Бхагаватам" 4.4.13)
Ваш в служении Шриле Прабхупаде слуга,
Радха Говинда Даса.